О нас  

   

Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

 
   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

Протоиерей Нил Рясенский.

ГЛАВА 1

   От тли, Боже, мя возведи


Иерей Владимир Воронцов


Очерк исповеднического пути настоятеля храма Покрова Божией Матери города Джамбула митрофорного протоиерея НИЛА Рясенского

У каждого города есть свой небесный покровитель. Это тот святой, которого горожане наиболее почитают. Его молитвами Господь сохраняет город в мире и споспешествует его жителям в духовной жизни. Для таразцев таким святым является преподобный Нил Столобенский.

Старинная икона преподобного Нила с частицей его многоцелебных мощей почитается духовным сокровищем Успенского собора г. Тараза. В честь этого великого угодника Божия освящен и престол в нижнем пределе собора.
Таким вниманием и любовью к Столобенскому чудотворцу таразцы обязаны памяти протоиерея Нила Рясенского, который понёс в городе большие труды во славу Господа и Его святой Церкви. 15 марта исполняется 30 лет со дня смерти отца Нила. Об исповедническом пути этого выдающегося Божьего служителя наш рассказ.
Будущий священник родился 24 февраля (по старому стилю) 1906 года в семье служителя Воскресенского храма города Осташкова иерея Феодора Васильевича Рясенкого и Марии Васильевны. Родители назвали сына Нилом в честь покровителя Осташкова преподобного Нила Столобенского. 25 февраля младенец был крещён благочинным протоиереем Иоанном Бобровым. Восприемниками были родные брат и сестра – Владимир и Мария, а также священник погоста Кокоши Ржевского уезда Василий Никольский .

Собор Успения Божией Матери
Собор Успения Божией Матери
города Тараза (до 1997 г. – Джамбул).


Генеалогия Рясенских восходит к старинному роду священнослужителей Тверской епархии. Предки Рясенских в XVIII в. служили в церкви села Рясня Старицкого (в XVIII в. – Ржевского) уезда. От названия села Рясня, вероятно, и происходит фамилия. Практика, когда фамилии священнослужителям давали по названию храма или населённого пункта, где они служили, была очень распространена. Значение корня рясн/рясный: изобильный, плодовитый, щедрый. Но этимология и семантика фамилии «Рясенский» гораздо шире. Очевидно, что фамилия, которую носили многие поколения священнослужителей, связана со словом «ряса» – верхняя одежда монаха или священника. Таким образом, фамилия, произошедшая от названия населённого пункта, была наполнена её носителями новым – церковным – содержанием.
Город Осташков расположен на берегу величественного озера Селигер на расстоянии 9 километров от острова Столобный, где возносятся к небу купола Ниловой пустыни. В этом месте в XVI в. совершал свой благодатный подвиг преподобный и богоносный Нил. Нилова пустынь во все времена оказывала своё благотворное влияние на Осташков и быт осташей. Идеалом духовной жизни в Осташкове всегда было монашество. Этот город дал миру многих подвижников веры. Каждая семья осташей имела своего молитвенника, избравшего иноческий путь. Известно, что протоиерей Нил поминал в качестве своего дедушки наместника Ниловой пустыни архимандрита Аркадия (в миру – Иоаким Иванович Никольский, ум. 1897). Документального подтверждения их родства обнаружить пока не удалось.
Воспитывали детей в семье Рясенских в строгих традициях православной педагогики. Весь уклад жизни был наполнен евангельским духом. С юных лет, Нил служил псаломщиком в Воскресенском храме родного города. В отрочестве он любил посещать Нилову пустынь, где был призван помогать на службе в алтаре и на клиросе. Его старший брат Владимир, окончивший духовную семинарию, был рукоположен во иерея ко храму села Ясенович Вышневолоцкого уезда, а в 1916 году был переведён на служение в село Волго Осташковского уезда. А позже, уже в советское время, отец Владимир служил в Вознесенском соборе Знаменского монастыря.
В 11-летнем возрасте Нил стал свидетелем трагедии, постигшей Россию – революции, сначала февральской, а потом и октябрьской. В этом году мы со скорбью переживаем 100-летие тех страшных событий, которые положили начало жестоким гонениям на Церковь Христову. В 1919 году новые хозяева жизни под предлогом помощи голодающим разграбили Нилову пустынь. Из монастыря изъяли все ценности. Мощи преподобного Нила были вскрыты. А в 1927 году монастырь и вовсе отобрали у верующих. Монахи был вынуждены разойтись, а в обители была организована сначала трудовая коммуна, а потом репрессивный лагерь.
Храмы Осташкова стали закрывать и использовать под общественные нужды. В Вознесенском храме Знаменского монастыря расположился склад зерна и музей. В Богородичном Житенном скиту – масло-молочный завод. Спасо-Преображенский храм взорвали. В Троицком соборе и до сего дня музей, в Воскресенском – концертный зал. Иерейское служение в те годы было подвигом. Совершение богослужений запрещалось. Священников всячески притесняли.
Под шум компании об изъятии церковных ценностей была отнята у верующих и великая святыня, к которой много веков со всех концов России стекались многочисленные паломники, – мощи преподобного Нила. Гробница с мощами была передана в осташковский краеведческий музей, который расположился в центральном пределе Вознесенского собора бывшего Знаменского монастыря.

Молодые супруги Рясенские.
Молодые супруги Рясенские.
Снимок сделан между ноябрём 1929 г. и ноябрём 1930 г.
Город Осташков.


В 1924 году Нил успешно окончил школу. Родной отец, видя происходящие события, был категорически против того, чтобы Нил служил в Церкви и не давал ему благословение на принятие духовного сана. Отец Федор понимал, что в случае, если сын станет священником, его ждут лишения и непосильные скорби. Имея склонность к наукам, Нил подал несколько заявлений на поступление в высшие учебные заведения. Но везде ему, как иждивенцу служителя культа, был дан отказ.
Таким образам, с момента окончания школы Нил Рясенский не имел доступа ни к учёбе, ни к служению, и вынужден был заниматься домашним хозяйством, в той мере насколько это возможно в городских условиях. В 1927 году он, как сын служителя культа и тунеядец, подвергся первым репрессивным мерам: был лишён избирательных прав. Такое положение не могло быть бесконечным, и вскоре Господь по молитвам преподобного Нила Столобенского явил глубоко почитавшему его Нилу Рясенскому Свою милость.
В 1928 году в Осташков прибыл назначенный викарием Тверской епархии епископ Иаков (Маскаев). Владыка Иаков до архиерейства был вдовым священником и имел пятерых детей. Вместе с владыкой в Осташков приехала и его 24-летняя дочь Александра. Вскоре после знакомства Нил и Александра решили пожениться. Епископ Иаков настоял, чтобы жених его дочери окончил пастырско-богословские курсы. 22 ноября 1929 года состоялось бракосочетание Нила и Александры. Отца Феодора уже не было в живых, а тесть-епископ благословил своего нового сына стать священником, и 25 ноября, в день памяти преподобного Нила постника, сам рукоположил его в священный сан. Служил отец Нил иереем в Воскресенском храме города Осташкова.
Вскоре прозрению отца Феодора о горькой судьбе сына было суждено сбыться. Эти годы были временем исповедничества. Священники подвергались репрессиям. Велась активная антирелигиозная пропаганда. Аресты верующих уже никого не удивляли. Летом 1930 года ГПУ арестовало в Осташкове священника Владимира Рясенского, а вместе с ним ещё несколько человек, деятельно заботившихся о храме и устройстве церковной жизни.
Отцу Владимиру пришлось пережить страшные пытки и подвигом исповедничества засвидетельствовать свою верность Богу и Его Церкви. Следователь требовал от священника, чтобы он оговорил своих собратьев и подписал протокол, содержащий клевету. Святой исповедник отказывался свидетельствовать против христиан. В тюрьме отца Владимира жестоко мучили, подвергли пыткам, вырвали ему волосы на голове. Но он остался непреклонным, выдуманной вины не признавал и показаний против других не давал.
26 декабря тройка ГПУ вынесла отцу Владимиру приговор: 5 лет заключения в концлагерь. Последовал продолжительный этап и скитание по пересыльным тюрьмам. Измученный пытками, плохим питанием и непосильной работой в концлагере священник Владмир Рясенский умер в заключении 4 декабря 1932 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Владимир Рясенский был причислен к лику святых для общецерковного почитания .
Вскоре после ареста брата, осенью 1930 года, отца Нила вызвали в районный военкомат, где ему сообщили о призыве на общественно-полезные работы в тыловом ополчении. Службу отец Нил проходил в Беларуси – сначала на дорожно-строительных работах, а потом в санитарной части роты. Демобилизовавшись15 ноября 1932 года, он вернулся в Осташков.
К тому времени гонения на православное духовенство усилились. Только обновленцам позволяли служить открыто. Обновленцы ненавидели Православную Церковь и использовали каждый удобный случай, чтобы причинить вред её служителям. Иметь какое-либо согласие с этими людьми, а тем более служить в обновленческой церкви, отец Нил не мог. И поэтому он был вынужден, оставаясь заштатным священником, зарабатывать на жизнь в качестве рабочего на осташковском кожевенном заводе.
Супруга отца Нила, Александра Яковлевна (урождённая Маскаева), была глубоко верующим человеком и терпеливо ждала мужа из армии. Она и впоследствии со смирением разделила с супругом все лишения и тяготы исповедничества и изгнания. Её отец недолго прослужил в Осташкове. В 1930 году он был переведён викарием в Саратов, где его арестовали и отправили на 3 года в Соловецкий лагерь. Отбыв срок заключения, владыка Иаков получил назначение на Барнаульскую кафедру в качестве управляющего епархией, а также назначен временно исполнять обязанности епископа Бийского.
В 1935 году владыка Иаков был возведён в сан архиепископа. А осенью 1936 года его обвинили в руководстве «контрреволюционной повстанческой организацией». Последовал арест. Пока велось следствие, владыка содержался в тюрьме. 25 июля 1937 года Тройкой НКВД Западно-Сибирского края был вынесен приговор: высшая мера наказания. 29 июля архиепископ Барнаульский Иаков (Маскаев) вместе с другими священнослужителями был расстрелян. В 2000 году Архиерейский Собор причислил священномученика Иакова к лику святых .
Никаких сведений о судьбах арестованных отца и брата в то время Рясенские не имели. В это страшное время матушка Александра родила мальчика. Но радость семьи Рясенских была непродолжительной, ребёнок вскоре заболел и умер. Причиной болезни и смерти ребёночка были тяжёлые условия жизни и голод. При этом благоговейные супруги не имели утешительной возможности посещать храм, молиться за богослужением и причащаться Святых Таин. Свою веру приходилось скрывать, а молитву совершать тайно, под страхом репрессий.
Не имея возможности служить, отец Нил трудился садовником на кожзаводе. Работу он исполнял прилежно и за 4 года произвёл разбивку большой площади под древесные насаждения и под клумбы, организовал оранжерею. Зимой, в свободное от прямых обязанностей время, он выполнял разные поручения – написание лозунгов, обязанности кассира и другие. Сотрудники завода свидетельствовали о его художественной инициативе и усердии в исполнении любимого дела. За время работы отец Нил не имел ни одного выговора или взыскания, и получал поощрения от руководства.
Работая на заводе, отец Нил не прерывал духовного общения с духовенством и верующими мирянами. В 1933 году в Осташков был выслан маститый протоиерей Дмитрий Васильевич Поликарпов. Отец Дмитрий очень быстро приобрёл духовный авторитет среди осташей. К нему домой за наставлением и утешением стали приходить священнослужители и миряне. Отец Дмитрий совершал на дому таинство исповеди и приобщал верующих святых Христовых Таин. Бывал в доме протоиерея Дмитрия и отец Нил.

Священномученик Иаков (Маскаев) с духовенством города Осташкова.
В верхнем ряду, второй слева, стоит священномученик Владимир Рясенский.


Советскую власть раздражало такое общение священнослужителей. Враги ненавидели Христову Церковь и желали уничтожить духовенство. Даже заштатный священник, работающий на мирской работе и приносящий пользу обществу, стал объектом пристального надзора НКВД. Не имея никаких доказательств его вины и фактов, свидетельствующих о его неблагонадёжности или опасности, они долго не решались его арестовывать.
По указанию сверху в июле 1937 года в Осташкове было сфабриковано дело по обвинению сразу нескольких священников и верующих мирян. Отца Нила арестовали 25 июля 1937 года. Ему предъявили обвинение как участнику контрреволюционной организации церковников, который проводил антисоветскую агитацию. Впоследствии отец Нил объяснял это обвинение кознями обновленческого духовенства, которое изрекало ложь, клевету и злобу на Патриаршую Церковь, провоцируя власти относиться к ней, как к враждебной организации .

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. 

Фотография Протоиерей Нил Рясенский. 1984 год. Город Джамбул.

http://www.spgk.kz/raznoe2/815-ot-tli-bozhe-mya-vozvedi

 

ВСЕ ГЛАВЫ!

СМ. ГЛАВУ 1

СМ. ГЛАВУ 2

СМ. ГЛАВУ 3

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz