Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

 
   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ольга Ивановна Ходаковская Ольга Ходаковская (Санкт-Петербург)

Доклад, произнесенный на юбилейной

конференции, посвященной 20-летию

возобновления богослужений в Вознесенском

кафедральном соборе г. Алма-Аты в мае 2014 года

 

История кафедрального собора Алма-Аты пестрит событиями, именами и точками невыясненных до конца обстоятельств. Она многогранна, как и любой культурно-исторический феномен: в список ее «законных» тем входят имена и судьбы тех, кто строил собор и кто в нем служил; обновленческий период собора с 1922 по 1929 год. До 1985 года здание занимал Музей истории Казахской ССР. Благодаря сотруднику музея Юрию Домбровскому, написавшему о соборе в романах «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей», собор стал известен всему читающему миру. Историей стало возвращение его Русской Православной Церкви в 1995 году и первое богослужение в мае 1994 года. 

Но есть еще один аспект ? те соборные церкви, в которых служили туркестанские преосвященные до постройки и освящения Вознесенского собора, то есть до 1907 года. 

К масштабному осуществлению идеи соборного храма город Верный шел ровно сорок лет. В краеведческой литературе и в пространстве интернета разбросаны факты о соборных храмах Верного, в большинстве своем не подтвержденные точными ссылками. Данный доклад будет неукоснительно двигаться по документам и периодической печати того времени.

I

Получив статус города в 1867 году указом от 11 апреля, Верный стал центром Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Тогда же лучшая площадь была выбрана для возведения на ней городского собора. В «Туркестанских ведомостях» отмечено: «На одной из церковных площадей начато еще в 1868 г. построение собора. К этому собору проведена в 1869 г. от Больше-Алматинской станицы улица, обсаженная деревьями» *1 . 

Началу строительства предшествовало освящение места под собор. Его совершил епископ Томский и Семипалатинский преосвященный Алексий (Новоселов) *2. Кстати, он стал первым архиереем, ступившим на землю нашего города. 

_________________________________________

  *1. Туркестанские ведомости. 1872. 21 ноября. 

 *2.  Алексий (Новоселов Александр Александрович, 1813?1880); окончил Киевскую духовную академию, магистр богословия (1842), пострижен в монашество (1848);архимандрит (1853); ректор Подольской, затем, в 1860–1867, 

В 1867 году бывший ректор Владимирской духовной семинарии архимандрит Алексий (Новоселов), хиротонисанный во епископа Томского, по пути к месту следования побывал в Верном. Ни в Ташкенте, ни в Верном периодические издания на тот момент не выходили. В Российском государственном историческом архиве отсутствуют все епархиальные отчеты именно за 1867 год. Свидетельство о посещении нашлось во вступлении к проповедям преосвященного Софонии, изданным в 1876 году: «Только благодаря настойчивости военного губернатора Г. А. Колпаковского томский владыка посетил Верный. Это было в 1867 году» *3  .

Известна дата прибытия преосвященного Алексия (Новоселова) в Томск – 31 мая 1867 года*4 . Можно полагать, что закладка места под собор вошла в программу праздника рождения города, то есть 11 апреля 1867 года. 

До сих пор считалось, что автором архитектурного проекта первого собора был Зенков-старший – Павел Матвеевич. Проект, созданный архитектором, обычно осуществляет инженер-строитель. Прибывший из Тобольска в сентябре 1867 года, талантливый самоучка из крепостных имел статус «вольного архитектора», затем «временно исполняющего обязанности областного архитектора». Тем не менее Зенков-старший был не архитектором, а именно строителем верненского собора *5 .

Кто же был автором проекта? Имя его известно и внушительно: петербургский профессор архитектуры, преподаватель теории строительного искусства Императорской Академии художеств Александр Иванович Резанов. На это авторство прямо указывает документ Соборного комитета, в котором запрашивается у военного губернатора:

«Невозможно ли сделать сношение с кем следует о том, чтобы от архитектора Резанова, давшего план и фасад строящегося в г. Верном собора, приобретены были и чертежи внутренних украшений храма в том стиле, который соответствовал бы наружным сооружениям и орнаментовке онаго»*6 . Из определения соборного комитета от 14 декабря 1874 года: «Истребовать из строительно-дорожной комиссии в Ташкенте подлинный план собора, сделанный Резановым»*7 .

______________________________________________________

 Владимирской духовной семинарии. Указом от 17 января 1867 г. хиротонисан во епископа Томского; указом от 21 августа 1868 г. переведен на Екатеринославскую кафедру. В 1871 г. уволен на покой; скончался в Москве в 1880 г. в Донском монастыре, где и погребен.

  3. Софония, архиеп. Проповеди. Верный, 1876. Т. 1. С. 2.

 4.  Шабунин Е. А. Сибирские архиереи. Томская епархия. Режим доступа: http://www.orthedu.ru/kraeved/2242-10.html, свободный.

  5. ЦГА РК. Ф.44, д. 50261, л. 35д.

  6. Там же.

 

 7.  Там же. Л. 44.

Возможно, Преосвященный Томский Алексий побывал в Верном и на следующий год, когда совершалась закладка сооружения. Сменивший его епископ Томский Платон (Троепольский), составляя отчет за этот год, пишет, что в бумагах указано о поездке преосвященного Алексия в Семиреченскую область, но подробностей в консисторских бумагах он не нашел* 8 .

Казалось бы, ничто не препятствовало грандиозному начинанию молодого города. Была выделена сумма в 91 тыс. рублей. К лету 1872 года под руководством Зенкова-старшего поднялся цоколь. Но тут случилось непредвиденное. Прибывший в Верный первый туркестанский епископ Софония (Сокольский) решительно раскритиковал проект и отказался от такого собора, заявив областному начальству, что, во-первых, алтарь мал и тесен; во-вторых, отсутствует пономарская и прихожая для архиерея; в-третьих, нет дополнительного входа в собор со стороны алтаря*9 ; наконец, в-четвертых, вместимость на 500 душ недостаточна *10.

____________________________________________

  *8. РГИА. Ф. 796, оп. 442, д. 349 (Отчет по состоянию Томской епархии за 1869 год).

  *9. Там же. Л. 89–90.

 

В отчете по Туркестанской епархии за 1873 год преосвященный Софония отмечает, что по его инициативе образовался Комитет по постройке собора по исправленному плану под председательством военного губернатора. Соборное здание подлежало перепланировке с расширением фундамента. Дело было поручено уряднику военному инженеру по профессии Ивану Ивановичу Козелл-Поклевскому. 

Польский дворянин Ян Козелл-Поклевский ? активный участник Польского восстания 1863 года, одно время был даже губернатором восставшей Варшавы. Эмигрировал во Францию, но добровольно вернулся в Россию в 1872 году. Тогда же был направлен в Семиреченскую область с зачислением в Семиреченское казачье войско. В свое время он окончил Петербургскую инженерную академию, а Семиречье остро нуждалось в строителях. Ему предстояло провести все проектные исправления и строительные работы по кафедральному собору, что называется под ключ.

По имеющимся в Центральном архиве Республики Казахстан донесениям Козелл-Поклевского можно в какой-то мере составить представление о соборе, каким он был задуман Резановым. Кирпичный, пятикупольный. В каждом куполе предполагались своды. Козел-Поклевский предполагал комбинировать на наружных стенах темно-желтый кирпич русского обжига с дымчатым кирпичом китайской технологии. В тон последнему использовать серый каскеленский мрамор.

Этот же инженер руководил ломкой, отёской и перевозкой мраморных плит для цоколя, крыльца, подоконников, приобретал машины, завозил песок и глину, налаживал производство кирпича. Пока велись подготовительные работы, старый цоколь под действием дождей и снега пришел в негодность. Были вопросы и по местному кирпичу. «Постройка остановилась из-за технических затруднений и ошибок» *11 , - писала Туркестанская консистория в донесении обер-прокурору Св. Синода.

Но была еще одна причина, по которой дело остановилось. Еще в 1873 году на деньги, предназначенные для собора, преосвященный Софония начал строить архиерейский дом.

Время шло. Колотый и тесаный камень, предназначавшийся под расширение цоколя, частично использовали под эстраду для военного оркестра «напротив дома военного губернатора», остальной лежал без употребления. Под строительство кафедрального собора его использовали лишь спустя тридцать лет — при строительстве всем известного в Алма-Ате Вознесенского кафедрального собора.

______________________________________________

  *10 Путинцев М., протоиер. Воспоминания о епископе Туркестанском Софонии // Душеполезное чтение. 1884. Ноябрь–декабрь.

 *11 РГИА. Ф. 799, оп. 25, д. 993, л. 1.

 

В документах 1901 года указывается, что «место, на котором был заложен собор – на лучшей и центральной площади города, не застроено и доселе, пролегает лишь по оному с недавнего времени по уборке с него строительного материала, главная улица (проспект генерала Колпаковского)» *12 .

Где же именно, на каком квадрате нынешнего города освящалось место под первый собор? Оно находилось в непосредственной близости от губернаторского дома и мужской гимназии, построенных уже после землетрясения, то есть тех, которые нам хорошо известны. Это – место строго восточнее алтаря Вознесенского собора. 

Парка при закладке первого собора не было и в помине. На северо-запад от соборной площади находилось первое верненское кладбище. (От него осталось два всем известных надгробия семьи Колпаковских).

28 мая 1887 года в Верном произошло землетрясение разрушительной силы. Эпицентр его находился в 12 верстах к югу от города. «Город Верный более не существует», ? так начиналась телеграмма Степного генерал-губернатора. В руинах лежали гимназии, архиерейский и губернаторский дома и еще 2,5 тыс. зданий. Повезло лишь кафедральному собору – он не был построен.

 

II

Где же в таком случае служил преосвященный Софония в годы пребывания в Верном, то есть в 1872?1877 годах? В консисторской справке, которую мы нашли в архиве Синода, отмечено, что первые полгода по указу за № 1 Туркестанской консистории роль кафедрального собора выполняла небольшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Малой Станице, что в двух с половиной верстах от города. Первую проповедь в Верном преосвященный Софония произнес именно там. Эта небольшая церковь прежде стояла в другой станице — Больше-Алматинской. Деревянная, покрытая тёсом церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии была построена там в 1859 году на месте молитвенного дома 10-го полка Сибирского линейно-казачьего войска. В 1867 году ей потребовался серьезный ремонт, и было принято решение церковь разобрать и перенести в Мало-Алматинскую станицу. Здесь в 1871 году ее освятили заново, а в Больше-Алматинской станице построили новую каменную церковь*13.

___________________________________________________

 *12 Там же. Л. 45.

 *13 Антонов В., свящ. Больше-Алматинский станичный приход // Туркестанские Епархиальные ведомости. 1909. № 18. С. 449–450; 1910. № 6. С. 127.

 

III

В сентябре (по другим сведениям 23 декабря)*14  1872 года большестаничная каменная церковь была освящена епископом Туркестанским Софонией во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а с 1 января 1873 года указом епархиального начальства она стала кафедральным собором. Прежний станичный штат сосуществовал наряду со штатом соборным 15*, (что, между прочим, порождало напряжение в отношениях двух причтов, взаимные нарекания, а в Синод на преосвященного Софонию посылались жалобы). 

Документа с именем архитектора, построившего Большестаничную церковь, я пока не встречала. Возможно, что это также был проект петербургского архитектора А. И. Резанова. С Туркестанским генерал-губернаторством у него были, видимо, прочные связи. (По его рекомендации в Ташкент на службу был определен архитектор А. Л. Бенуа). Но, конечно, без точной ссылки авторство это остается красивым краеведческим образом.

 

Церковь в Большой станице, служившая кафедральным  собором г. Верного в 1872–1887 гг.

В воспоминаниях священника Мих. Путинцева о преосвященном Софонии есть эпизоды, связанные с жизнью этого собора. 

«Церквей было всего одна деревянная, а другая, каменная, во имя св. мучениц Веры Надежды, Любви и матери их Софии, вскоре достроена, освящена преосвященным Софонией и обращена во временный кафедральный собор,

_______________________________________________

*14 На дату освящения 23 декабря указывает прот. В. Антонов (см.: Туркестанские Епархиальные ведомости. 1909. № 6), но при этом ошибочно называет год освящения — 1871.

*15 РГИА. Ф. 799, оп. 25, д. 993, л. 18.

в каковом качестве он находится и поныне, ибо заложенный еще в 1868 году настоящий собор всё ещё не окончен» *16.

«В конце 1873 г. я, по вызову преосвященного Софонии, прибыл из Тобольской епархии на службу в новооткрытую епархию Туркестанскую и определен на должность настоятеля кафедрального собора. <…> Богослужение в соборе совершалось ежедневно. Не говоря уже о воскресных, праздничных и высокоторжественных днях, когда владыка сам служил всенощные и литургии; он начал почти каждый день приезжать в собор и при этом сам указывал и объяснял священникам порядок и чин богослужения, даже учил, как ходить и держать себя во время служения, как произносить ектении и возгласы. Мало того, выходил на клирос руководить псаломщиков в чтении и пении, лично учил их подавать кадило, 

 

снимать нагар со свеч, входить с благоговением и тихо в алтарь. Певчих своего хора накануне праздников непременно требовал к себе на спевку, сам дирижировал ими; часто у себя дома репетировал протодиакона, диаконов и иподиаконов… Не оставлял без замечаний мирян. На Страстной седмице, когда преосвященный служил сам и было много говеющих из высшего общества, одна молодая дама, аристократка, не столько по болезни, сколько по неуместному произволу, привезла с собой в собор кресло, установила его за правым клиросом и сидела в нем почти всю вечерню и утреню, под ногами своими разостлала великолепный ковер

____________________________________________

 *16 Путинцев М., протоиер. Воспоминания о епископе Туркестанском Софонии // Душеполезное чтение. 1884. Ноябрь – декабрь.

 

с изображением собаки. Старческий, но зоркий взгляд владыки усмотрел и сидящую даму и ковер с неприличным для церкви изображением. Стоя у престола, преосвященный подозвал к себе диакона и своим звучным голосом громко, в услышание всей церкви, приказал: “Иди и скажи госпоже такой-то, чтобы встала с кресла, молилась и полагала земные поклоны, а ковер с собакой выкинь вон”. Сконфузившаяся и обидевшаяся дама должна была положить несколько земных поклонов, после чего быстро удалилась из церкви».

В Большестаничной церкви архиепископ Софония был погребен после кончины 27 ноября 1877 года. Тот же Путинцев сообщал: «В могиле (внутри собора. — О. Х.) был устроен каменный склеп, заложен кирпичом, засыпан землей, и навеки скрыл останки приснопамятного иерарха Божия. Над могилой преосвященного Софонии поставлено деревянное надгробие, а за ним благолепный резной киот с келейными иконами усопшего, пред которыми горит неугасимая лампада». 

Большестаничная церковь служила кафедрой туркестанским архиереям до землетрясения 1887 года, то есть четырнадцать лет. 28 мая этого года она была разрушена вместе с другими кирпичными постройками молодого города.

 

IV

«На рассвете 28 мая 1887 г. раздался сильный подземный гул и почувствовался резкий толчок, разбудивший спящих… через несколько минут прокатился второй гул, а за ним последовали сильные подземные удары, начали сыпаться штукатурка, рушиться печи и стены, падать потолки. Шум и грохот ужасен, а поднявшаяся пыль наполнила улицы как бы туманом. Среди населения распространилась всеобщая, не поддающаяся описанию паника». Так описывает землетрясение его первый исследователь И. В. Мушкетов *17.

В первые дни после разрушения церквей Божественные службы и церковные требы для жителей всего города и Больше-Алматинской станицы совершались на соборной площади в походной церкви (палатке). По приезде в гор. Верный из Омска 4 июля 1887 г. Степной генерал-губернатор Г. А. Колпаковский дал распоряжение строить временный собор. Он был построен инженером Родзевичем «при помощи нижних военных чинов»*18 . Это было строение барачного типа длиной 21 аршин и шириной 13 (примерно 15 x 9 метров). Строительный материал взяли из остатков разрушенного губернаторского дома *19. Построили временный собор так: врыли в землю деревянные столбы и каждый забрали с четырех сторон плахами, на тех же столбах утвердили потолки, стропила и крышу, а чтобы придать зданию устойчивость, устроили с трех сторон тоже на столбах крытую галерею. Из 

___________________________________________________________

  *17 Мушкетов И. В. Верненское землетрясение 28 мая 1887 г. [Б. м.], 1890.

 *18 РГИА. Ф. 799, оп. 16, д. 605, л. 2 об.

  *19 Там же. Оп. 25, д. 993, л. 18 об.

 

Большестаничная соборная церковь после землетрясения 1887 г.

 

разрушенной землетрясением Большестаничной церкви*20  забрали антиминс, запасные Дары, нижнюю часть иконостаса, иконы, утварь, Евангелия, богослужебные книги и облачения. Их буквально откапывали из строительного мусора. Колпаковский принимал в деле горячее участие, предоставив на строительство 800 рублей из собственных денег. 

В 1889 году в этой временной постройке случился пожар. О факте пожара упоминает епископ Туркестанский преосвященный Неофит в частном письме: «В ночь на 26 декабря в здании собора был пожар: сгорела пономарня, а собор хоть уцелел, но поврежден, стоит опустелый и требует возобновления»*21  .

В ходе последовавших затем ремонтных работ соборную временную церковь расширили: галерею забрали брусьями, устроили печи и притворы, возвели колокольню. Но и после улучшений на плоской крыше сохранялась всего одна главка.

Тем не менее по штатам и функциям это был полноценный кафедральный собор. В библиографическом раритете «Календаре для духовенства Туркестанской епархии на 1903 год»*22   указано, что соборный храм освящен во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

_____________________________________________________

  *20 Антонов В., свящ. Больше-Алматинский станичный приход // Туркестанские Епархиальные ведомости. 1909. № 18. С. 449; 1910. № 6. С. 127.

  *21 Письма покойного архиепископа Кишиневского Неофита к смотрителю Заиконоспасского духовного училища А. А. Невскому. М., 1910. С. 131.

  *22 Календарь для духовенства Туркестанской епархии на 1903 год. Верный: Изд[ание] Туркест[анского] Казанско-Богородичного братства, 1903.

В штат входят: протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, диакон, 2 иподиакона и 2 псаломщика. Есть один причтовый дом, в котором помещается женская церковно-приходская школа (в 1902 году в ней училось 26 детей), имелась библиотека (1 тыс. томов на 1902 год).

Временная соборная церковь находилась в юго-восточной части разбитого после землетрясения парка, напротив архиерейского дома, рядом с тем местом, где бездействовала упомянутая нами эстрада для военного оркестра. Когда преосвященный Неофит докладывал о постройке соборной церкви, парка еще не было, но был другой забытый ориентир: «на бульваре» (ныне ул. Зенкова, угол ул. Казыбек би, граница современного парка).

Во временном соборе орлец под ноги туркестанских преосвященных расстилался ровно двадцать лет. Преосвященного Неофита (Неводчикова) сменил Григорий (Полетаев), его – Никон (Богоявленский). Скончавшегося в Верном Никона сменил преосвященный Аркадий (Карпинский), его – Паисий (Виноградов), епископ Димитрий (Абашидзе)… Было бы несправедливо полагать, что все они мирились с подобным положением вещей.

Преосвященный Неофит в 1890 году вознамерился было построить в Верном собор св. равноапостольного князя Владимира в память 900-летия Крещения России. Но вскоре, взвесив за и против, предпочел использовать имевшиеся деньги на завершение строительства приходских церквей *23 .

 

V

Подготовка к возведению Свято-Вознесенского собора началась в 1894 году при преосвященном Григории (Полетаеве) и длилась ровно десять лет.

Почему так долго? Несколько лет составлялся архитектурный проект и смета. Два года бездействовал преосвященный Туркестанский Никон (Богоявленский). Остальное время (с 1899 года) ушло на переписку с генерал-губернатором Туркестанским, и, наконец, с 28 августа 1901 год по 7 ноября 1903 год шла переписка со Св. Синодом.

На исторической справке, составленной Туркестанской духовной консисторией в ходе этой переписки, основывается большая часть фактов данного доклада.

В 1894 году военный губернатор Семиреченской области Григорий Иванович Иванов и преосвященный Григорий обратились в Омск к Степному генерал-губернатору. Речь шла о постройке кафедрального собора на 1500 человек. В этом же году Иванов выделил по подписке сумму на строительство кафедрального собора в Варшаве, и, скорее всего, это обстоятельство заставило его подумать также и о городе Верном.

_____________________________________________________

*23 РГИА. Ф. 799, оп. 25, д. 993, л. 10 об.

В представлении от 8 мая 1894 года в отдельной записке военный губернатор отмечал: «Здесь (в центре окраинной области), прочно, просторно, с изяществом построенный собор необходим не только для торжественных богослужений в присутствии народа, войск, чинов всех ведомств и с участием всего духовенства и не только для украшения города, но и ввиду культурных соображений, для большого впечатления на мусульманское население в крае о величественности господствующей христианской православной религии».

Представление заключалось словами: «Пусть храм этот послужит вечным памятником щедрой благотворительности, оказанной Россиею Верному в бедственном для него 1887 г.»*24  . Дело в том, что у казны запрашивались на собор те 40 тыс. рублей, которые остались от пожертвований России жителям Верного после землетрясения.

В том же 1894 году Городская дума выделила под собор новый участок. Епископ Григорий освятил его, и на освященном месте был водружен крест *25.

 

В конце декабря 1894 года Степной генерал-губернатор фон Таубе потребовал архитектурный проект собора и смету, но с тем и другим дело затянулось, а при епископе Никоне вовсе остановилось. 

Проект собора на 1500 душ был составлен по просьбе уже следующего преосвященного ? Аркадия. Его автором стал инженер Константин Аркадьевич Борисоглебский, уроженец Москвы, дворянин, окончивший Институт гражданских инженеров; с 1896 по 1902 год Борисоглебский состоял в должности семиреченского областного архитектора, построил и спроектировал немалое количество зданий и сооружений. Проект он завершил в августе 1899 года.

18 декабря 1899 года документы были переданы преосвященным Аркадием (Карпинским) в Ташкент на рассмотрение туркестанского генерал-губернатора. (Область к этому времени вернулась в состав Туркестанского края).

В Ташкенте проект Борисоглебского рассмотрел заведовавший строительным ведомством при туркестанском генерал-губернаторе архитектор В. С. Гейнцельман. Он сделал заключение, в котором написал:

«Ввиду местных землетрясений постройка проектирована деревянная, со стенами в виде сруба, на каменном фундаменте с цоколем, под железной крышей, с деревянными полами, отштукатуренными известью внутри и снаружи стенами и потолками. Отопление печное. Церковь трехпридельная, рассчитана примерно на 2000 прихожан и в достаточной степени снабженная службами в виде ризниц, пономарен, колокольни, сторожки, а также хоров над западным притвором. План, вообще, вполне удобный. Фасад разработан вполне изящно, но массы не вполне

___________________________________________

 *24 Там же. Л. 11.

  *25 Там же.

удовлетворительны ввиду того, что главный купол мало доминирует над боковыми; причина малого подъема средней главы, вероятно, кроется в опасности последствий землетрясения. Штукатурка стен лишает здания характерных и красивых форм русского деревянного стиля»*26  .

Если взять все замечания инженера целиком, то они сводились к следующим пунктам: 1) весь проект очень дорогой – 89 580 руб.; 2) задуман из дерева – здание погубит домовой гриб – этот бич строений из местного елового леса; 3) главный купол мало доминирует над боковыми; 4) имелись вопросы и к фасаду.

 Служивший в Верном другой архитектор ? Сергей Константинович Тропаревский обратился к владыке Аркадию с «усердной просьбой придать по мере сил более благообразные формы наружному виду собора»*27 , на что получил согласие. Тропаревский, состоявший в должности младшего архитектора Семиреченского областного правления был также москвичом, сыном московского епархиального архитектора; в свое время получил образование в Московском училище живописи, зодчества и ваяния, имел опыт церковного строительства в Подмосковье. Он получил согласие на исправление проекта.

Размер же собора и его смету церковная и гражданская администрация Верного решили отстаивать. Грибок обещали предотвратить тщательным выбором леса, проветриваемыми подполами, возвышенным и сухим местом, на котором будет строиться собор, наконец, использованием специальных мазей.

Ташкент, то есть краевая администрация, как говорится «сдалась»: она предоставила право окончательного решения церковным властям, выделив из казны те самые 40 тыс., которые оставались от всенародных пожертвований Верному после землетрясения.

Дело о строительстве кафедрального собора из Верного отправили в Петербург на суд высшего церковного начальства. К нему приложили оба архитектурные проекта – Борисоглебского и Тропаревского, хотя новый архитектурный проект Тропаревского подвергся всесторонней критике со стороны члена Туркестанской духовной консистории священника верненской Троицкой церкви Димитрия Рождественского. Не имевший строительного образования, он весьма критически прошелся по работе Тропаревского, что называется по всем статьям: техническим и эстетическим.

По ходу замечаний о. Димитрия Рождественского вырисовывается проект Тропаревского. Это описание дает нам возможность убедиться, что ныне существующий собор построен по другому проекту, нежели тот, о котором говорит о. Димитрий Рождественский. Вот выдержка из того, что священник пишет о проекте Тропаревского:

______________________________________________

*26 Там же. Л. 12.

*27 Там же. Л. 31–34

«К корпусу здания, к северной и южной конечности этого креста, проектированы пристройки. Но так как высота их равна высоте самого корпуса здания, то они теряют уже характер пристроек и становятся боковыми частями здания, закрывая собою по высоте и длине часть капитальных стен. Таким образом, эти части капитальных стен являются излишними. Неизбежное устройство в них арок, притом таких своеобразных, как в плане, положительно мешает возможности украсить внутреннюю центральную часть храма как следует. Главный купол слишком велик, массивен и непропорционален с его основанием, которое он чрезмерно давит. То же можно сказать и о четырех боковых главках. Они совсем не пропорциональны с главным куполом. Принято, чтобы ширина тела глав не превышала трети или двух пятых ширины центрального купола, а на плане ширина первых значительно больше половины второго. Бросается в глаза необыкновенное расположение окон, почти под самый карниз, так что от цоколя до подоконника остается значительное глухое пространство. Два небольших окошечка прямо над цоколем походят на низенькие двери, ведущие в какой-либо подвал, чем на окна. Все окна вообще не гармонируют по своим размерам с размерами стен. В крайних углах здания проектированы низкие пристройки, увенчанные остроконечными шатровыми крышами. Нижняя часть колокольни почти наполовину вдалась вовнутрь самого корпуса здания» *28. Вознесенскому собору в Алма-Ате это описание не соответствует.

   

  Архитектор К. А. Борисоглебский.

Фасад Вознесенского собора (слева)

 и Ольгинские ряды в Баку (1912).

 

 Получив строительную документацию из Верного, обер-прокурор Св. Синода Константин Петрович Победоносцев (21 августа 1901 года) весьма удивился дороговизне деревянного строения и поручил подготовить экспертную оценку главному синодальному архитектору Василию Антоновичу Косякову. Косяков

____________________________________

  *28 Там же. Л. 32–33..

 

пришел к выводу, что… не лучше ли построить собор по прежнему старинному проекту: на 500 человек, на старом фундаменте, а стены вместо штукатурки обшить деревом, наконец, избрать более экономный тип: базилики.

Время между тем отсчитывало месяц за месяцем. Туркестанская духовная консистория решительно отвергла рекомендации Петербурга: Городская дума уже отвела для собора другое место, по старому фундаменту проведена улица, а вокруг разбит и разросся городской сад; новое место под строительство преосвященный Григорий Полетаев освятил. Относительно деревянной обшивки синодскому Хозяйственному управлению объяснили, что она будет дороже штукатурки, а при климате Верного начнет растрескиваться. Тип базилики здесь не привился, отчасти и потому, что церкви в этом случае походили бы на мечети.

Согласны были в Верном с одним лишь моментом: вернуться к первоначальной архитектуре Борисоглебского. (Журнал техническо-строительного комитета Хозяйственного управления при Св. Синоде от 25 ноября 1902 года читаем: «… из представленных двух проектов фасадов кафедрального собора г. Верного проект Борисоглебского в общей массе заслуживает большего внимания»).

Мы подходим к заключительным страницам синодского дела о постройке Кафедрального собора в гор. Верном. Епископ Туркестанский Паисий представляет в Петербург 24 мая 1903 года пять листов окончательных чертежей и смету; при этом просит поскорее вернуть чертежи, ибо жители города просят ускорить эту до крайности неотложную постройку.

Но только 7 ноября 1903 года обер-прокурор синода К. П. Победоносцев сообщил епископу Паисию, что препятствий к постройке больше не имеется, то есть дает добро на постройку.

 

Остается добавить, что в синодское дело вложена вырезка из газеты «Русский Туркестан» (1905. № 58), в которой намекается на скандал в Строительном комитете: проект, по которому строился собор, присвоил другой архитектор, после чего два уважаемых члена строительного комитета вышли из него, а автор проекта подал в суд, требуя гонорара за сделанную им работу.

В этой же статье автор-аноним выражает недоумение, что из цоколя строящегося собора торчат железные прутья наподобие щетины. В нашем распоряжении имеется документ из ЦГА РК, составленный инженером А. П. Зенковым-младшим, строившем собор по проекту Борисоглебского, где он докладывает, что в целях повышения сейсмостойкости намерен заложить в фундамент и цоколь железнодорожные рельсы вертикально длиной не менее двух сажень, которыми соединит сруб собора с фундаментом и цоколем. А пока шпалы не доставлены, он предложил в ходе каменных работ закладывать в фундаментную и цокольную часть железные трубы из обыкновенного листового железа, в которые потом можно будет вставить рельсы *29 .

 

VI

В «Семиреченских областных ведомостях» сообщалось, что «26 сентября 1904 г., в воскресенье, в час дня, состоялась закладка Собора во имя Вознесения Господня. Пред совершением установленной службы Его Преосвященство, сопровождаемый духовенством и строителями, обошел вокруг выложенного уже фундамента нового храма и осмотрел все начатые постройки. Погода чудная. Видно было и любителя фотографа, которому, вероятно, и удалось воспроизвести главные моменты того события»*30  .

Закончить доклад хотелось бы неожиданным, но бесспорным фактом. 30 июля 1907 года здание было освящено не во имя Вознесения, но в честь Св. Софии Премудрости Божией. Свидетельство тому ? местная хроника:

«30 июля состоялось освящение туркестанского кафедрального собора. Освящение совершено преосвященным Димитрием, епископом Туркестанским и Ташкентским, соборне с городским духовенством. По случаю освящения собора его преосвященством послана была телеграмма Его Императорскому Величеству Государю Императору: “Благочестивейший Государь! В высокоторжественный день Рождения Его Императорского Высочества, Государя Наследника Цесаревича, нашей светлой и дорогой Надежды, Господь сподобил нас после долголетних ожиданий совершить освящение вновь воздвигнутого в гор. Верном обширного и великолепного Кафедрального Собора, посвященного, по примеру древнейших городов Державы твоей, в честь и славу Ипостасной Премудрости Божией” *31» .

 

Собор функционировал до 1929 года, будучи с 1922 года кафедрой обновленческих епископов Алма-Атинских. Роль тихоновского кафедрального собора будет отведена окраинной Кочугурской церкви, затем, при преосвященном Тихоне (Шарапове), — небольшой Введенской, «что в Клеверных участках». Но это будет уже история Алма-Аты, а не Верного.

_______________________________________________________

    *29 ЦГА РК. Ф. 153, оп. 1, д. 379«в», лл. 14–20.

 *30 Семиреченские областные ведомости. 1904. № 78. С. 503.

  *31 Туркестанские Епархиальные ведомости. 1907. № 16.

 

 

г. Верный.Временный кафедральный собор в 1887-1907 годах.

Комментарии   

Антон
+3 #3 Обратная связьАнтон 28.07.2015 09:37
Ольга, здравствуйте ! Не могли бы вы связаться со мной как будет возможность.
Мой емэйл: Буду очень Вам признателен.
Цитировать
Асия Хайретдинова
+4 #2 Архиепископ Иннокентий (Пустынский)Асия Хайретдинова 19.05.2015 14:18
Ольга, известно ли Вам что-нибудь о последних днях архиепископа Иннокентия Пустынского), расстрелянного 3 декабря 1937 г. в Алма-Ате. Буду очень признательна за малейшие сведения.
Цитировать
Н.Букетова
+6 #1 RE: Кафедральные соборы гор. ВерногоН.Букетова 29.04.2015 16:31
Ольга, здравствуйте. Вы, должно быть, знаете, что в РГИА есть 835 фонд (фонды синода). В 4-й описи коллекция строительных планов и чертежей церквей, а также снимки церквей, планы кладбищ и т.п. Я постоянно просила отца Александра, когда он бывал в Питере, "заглянуть" в архив и посмотреть этот фонд, но он так и не сподобился. Ольга, а Вам приходилось работать с этим фондом? Где-то же должен находиться проект Кафедрального собора! Я не так уж уверена в авторстве К.Борисоглебско го. Но об этом мы с Вами говорили на конференции. С уважением Н.Букетова
Цитировать

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.

Защитный код
Обновить

   
   

Последние комментарии

  Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz