Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

 
   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

 Восстановленная звонница. Иерей Владимир Воронцов

О чём могут рассказать стены? Если это стены православного храма, который пережил испытания ХХ века, то о многом. В 2017 году мы будем чествовать столетие первых новомучеников Русской Церкви. Тысячи имён праведников внесены в святцы и свидетельствуют о готовности Церкви следовать заветам Христа, предупреждавшего апостолов: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20).

Не только люди были жертвами безбожного террора марксистов, но и храмы. Сколько церковных зданий, призванных быть местом молитвы и нести людям Евангельский свет, было уничтожено – взорвано, сожжено, обращено в увеселительные заведения или склады… Рассказ о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мерке прольёт свет на историю христианства в Казахстане.

ЧЕРЕЗ ВЕКА

Христианство в Казахстане имеет тысячелетние корни. Историкам известно, что в 893 году эмир Исмаил Самани, захвативший Тараз, обратил главную церковь в соборную мечеть. Та же участь постигла и христианскую церковь в Мерке. Известно также, что на рубеже IX-X веков, здесь существовала христианская епархия – Карлукская митрополия. Тогда в Таразе и Мерке действовали храмы. Но христианство пришло сюда задолго до этого.

О древности христианства в Средней Азии свидетельствуют многочисленные предметы культа, сосуды с изображением икон, обнаруженные археологами в Семиречье, на побережье Иссык-Куля, в окрестностях городов Южного Казахстана, а также христианские надгробия. Косвенным свидетельством о том, что здесь жили христиане, служат и многочисленные находки керамических сосудов, предназначенных для изготовления и хранения вина. Осколки таких сосудов до сих пор в большом количестве находят меркенцы, производя земельные работы на своих усадьбах.

Средневековый арабский историк аль-Бируни свидетельствует о жителях Мерва, которые ещё в начале III в. исповедовали христианство. В период Вселенских Соборов, когда христианские ереси были осуждены, многочисленные еретики бежали из Византии в Среднюю Азию и Казахстан, и нашли здесь убежище и простор для проповеди. Миссионерством среди тюрков занимались не только несториане и монофизиты, но и мелькиты, исповедовавшие православие.

Особенно на укрепление позиций христианства в Южном Казахстане повлияло перемещение сюда северного ответвления Великого шёлкового пути. Шёлковый путь способствовал росту городов, распространению грамотности, обмену культурными ценностями и, конечно, религиозному миссионерству. Большое влияние в регионе имели монгольские племена найманов и кереитов, которые в 1007 году приняли крещение от несториан. В период монгольского владычества кереиты служили в Орде писарями, так как благодаря христианской вере владели письменностью.

Известный церковный историк митрополит Владимир (Иким), много лет возглавлявший Ташкентскую епархию, доказывает апостольское происхождение христианства в Центральной Азии. Среди слушателей проповеди апостола Фомы, который миссионерствовал в Индии, были не только индусы, но и предки азиатских народов. Святой апостол Андрей Первозванный проповедовал скифам, которые также являются предками современных тюркских народов.

Большое влияние на духовность региона оказал ещё один апостол – евангелист Матфей. Святой Матфей принял мученическую смерть за Христа в Сирии. Его мощи были перенесены христианами на территорию современной Киргизии. Известная каталонская карта XIV века содержит сведения о расположенном на берегу Иссык-Куля армянском монастыре, в котором хранились мощи евангелиста Матфея. Митрополит Владимир утверждает, что мощи апостола и по сей день почивают на дне величественного высокогорного озера.

Это лишь часть многочисленных фактов, свидетельствующих о высоком историческом авторитете христианства в Казахстане. В своей книге «По стопам апостола Фомы: христианство в Центральной Азии» митрополит Владимир цитирует выдающегося казахстанского публициста М. Барманкулова, который риторически вопрошает: «Каким же считать религиозное наследие казахов – мусульманским или христианским? По вере отцов – мусульманским? Или по вере отцов этих отцов – христианским?». Сам Барманкулов высоко ценит созидательное начало религии. Он ставит веру выше национальностей и рас.

В более позднее время лидирующие позиции в регионе занял ислам. После завоеваний Тимура, который знаменит многими великими делами, а ещё и тем, что насильственно обращал покорённые народы в ислам, для христиан в регионе не осталось места. Литургическое пение и колокольные звоны здесь замолкли вплоть до XVIII столетия, когда в Казахстан пришли русские.

РУССКИЕ В КАЗАХСТАНЕ

С середины XVIII – по 60-е годы XIX века длился процесс присоединения Казахстана к Российской Империи. В связи с тяжелым положением Казахского ханства, которое было вызвано нашествием джунгар и усугублялось разрозненностью между жузами, хан Абулхаир принял решение обратиться за помощью к северному соседу.  Послы хана вели переговоры о покровительстве России над Казахстаном. В 1731 году русское подданство приняли казахи Младшего жуза, а в 1734 году – Среднего жуза. Тогда же изъявили желание присоединиться к ним и некоторые влиятельные представители Южного Казахстана. Но обстоятельства оттягивали и осложняли как присоединение Казахстана к России, так и освоение русскими казахских земель.

Полное вхождение Казахстана в состав Российской Империи завершилось только во второй половине XIX века. В целях защиты от набегов со стороны Коканда, Хивы и Бухары, а также для наведения административного порядка здесь создавались военные укрепления и русские поселения. Вместе с военными сюда пришли и их духовные наставники – полковые капелланы, которые стали первыми русскими священниками в Казахстане. В 1864 году объединённый русско-киргизский отряд под командованием полковника Черняева (будущего туркестанского генерал-губернатора) отвоевал у Коканда Мерке, Аулие-Ату и Чимкент.

Рисунок Ч. Валиханова
«Ночлег передового русского отряда на реке Мерке», 1856 г.

После отмены крепостного права липецкие, воронежские, тамбовские и украинские крестьяне, получившие поддержку правительства, стали покидать родные места и отправляться осваивать никогда не паханые земли. В 1870-е – 1890-е годы в Аулие-Атинском уезде создаются русские селения: Подгорное, Луговое, Каменка, Кузьминка, Чалдавар, Николаевка, Карабалты. С 1885 года русские крестьяне селятся в древнем казахском селении Мерке, где до этого уже обосновались русские военные.

После Аулие-Аты село Мерке было первым торговым центром в уезде. Здесь действовало почтово-телеграфное отделение, три русско-казахских школы, был большой базар, резиденция пристава, церковь и приходское училище. Наличие церкви в населённом пункте говорит о многом. Официально в царской России село отличалось от деревни или посёлка наличием храма. Церковный приход, центром которого было село, объединял несколько деревень.

Известно, что к 1913 году в Аулие-Ате было три  православных храма. Сообщается также, что церкви были в Чалдаваре, Николаевке и Карабалтах. Никаких документальных сведений о храмах в других населённых пунктах уезда обнаружить не удалось. Однако, местные жители, потомки русских переселенцев, помнят, что храм в честь Казанской иконы Божией Матери в был в Луговом. Русские жители Подгорного рассказывают, что там тоже была церковь, и даже помнят место, где она располагалась. Народная память сохранила сведения и о том, что в Каменке церковь после революции разобрали. Кирпичи после её разборки перевезли в район станции Луговой, где построили интернат для беспризорников, которых революция наплодила множество. В 1990-е годы здание интерната было разрушено, а из уцелевшего кирпича построили мечеть. Поскольку в отчётах 1913 года об этих храмах не упоминается, вероятно, они были построены между 1913 и 1917 годами.

Кем были прихожане этих храмов? В Государственной Третьяковской галерее выставлено полотно художника С. Иванова «В дороге. Смерть переселенца» (1889 год). На картине изображена семья переселенцев, которую постигло горе. В пути скончался глава семьи. Художник изобразил простых бесхитростных людей, которые оставили родные края, и с надеждой начать новую счастливую жизнь отправились осваивать новые места. Но жизнь распорядилась иначе. Вдову с ребёнком, которые покинули свой дом, а до нового дома доехать не смогли, ждут ещё многие испытания и беды. Сколько таких трагических случаев, произошедших с переселенцами, помнит бескрайняя степь!

Хотя картины Иванова посвящены сибирским переселенцам, по ним можно судить и о быте крестьян, переезжавших в Казахстан. Это те же русские люди в простой крестьянской одежде, тот же быт, те же трудности. Не от лёгкой жизни они покинули дома. Переселяясь на новое место, они везли с собой в телегах самые ценные для них вещи: посуду, домашний скарб, лапти, крестьянский инвентарь, иконы. Потомки переселенцев рассказывают, что их прадеды везли с собой в Казахстан камни. В русском Черноземье камней не найдёшь, а без гнёта не возможно ни грибы солить, ни капусту квасить. Не было предела удивлению, когда они увидели, как богата камнями земля Южного Казахстана. Так одно из сёл назвали Каменкой.

С. Иванов «В дороге. Смерть переселенца», 1889 г.

Трудно жилось русским переселенцам в Туркестанском крае. Митрополит Владимир пишет: «Священническое служение в этом краю было… очень тяжёлым, а личных выгод не сулило никаких... Даже на городских приходах священники оказывались подчас на грани нищеты... Священники стремились на село, где им полагались земельные участки. Трудясь на них, они могли надеяться прокормить свои… многодетные семьи». По состоянию духовенства можно судить о жизни прихожан и их достатке.

КАМЕННАЯ ПАМЯТЬ

Великий подвижник Востока преподобный Ефрем Сирин писал: «Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели». Именно поэтому русские люди, приезжая на новое место, важнейшим делом считали строительство храма. В 1865 году по указанию Св. Синода на Сырдарьинской линии было создано девять приходов, в том числе и в Мерке, где было определено постоянно находиться военному священнику. Русские военные первоначально оборудовали временные передвижные храмы из кошмы – нечто подобное юртам. Потом строили глинобитные или саманные церкви, срок службы которых был невелик. Со временем, когда за счёт переселенцев приходы увеличивались, на их месте возводились державные здания из жжёного кирпича. Сельские храмы Туркестанского края строились по типовому проекту, но не под штамповку. Имея общие черты в плане, все здания отличались своим неповторимым фасадом.

Фрагмент архивного документа
«Проектъ церкви в с. Мерке Аулиеатинского уезда» 1893 г. План храма.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Мерке – единственный и в своём роде уникальный сохранившийся и действующий до нашего времени свидетель истории Аулие-Атинского периода. Ещё один храм того времени – церковь Святой Троицы 1911 года находится в селе Толе би Шуского района, в нём сегодня располагается музей. Уцелела также церковь Покрова Божией Матери в Чалдоваре, построенная в 1889 году. Известно, что Чалдоварский храм не имел штатного священника, и до 1891 года окормлялся батюшкой из Мерке. В то время Чалдовар входил в состав Аулие-Атинского уезда, но теперь это Киргизия, и государственная граница разделяет некогда единый приход.

Меркенские христиане считают датой открытия своего кирпичного храма 21 сентября 1896 года. Точных документальных сведений, подтверждающих или опровергающих правильность этой даты нет. Единственный документ того времени, который был извлечён из недр архивов, это «Проектъ церкви в селе Мерке Аулиеатинскаго уезда» 1893 года. Этот документ позволяет утверждать, что здание было построено не ранее 1893 года. Как видно из проекта, первоначально храм планировали построить без звонницы. Вероятно, звонница была построена над входом в храм вместо крыльца несколькими годами позже, либо изменения в проект были внесены в ходе строительства.

Как выбирали место для храма? Наверное, строители хотели, чтобы это было самое почётное место, чтобы купол было видно со всех сторон, чтобы к храму удобно было подойти или подъехать. Таким местом для церкви Рождества Пресвятой Богородицы стал высокий берег реки Меркенки, где её пересекает центральная улица. Веками по этой улице проходили караваны Великого шёлкового пути.

Прогуливаясь по этим местам, невольно начинаешь думать о прошлом, о том, что было на этой земле прежде, о людях, которые здесь жили. Напрашивается вопрос: чем руководствовались христиане тысячу лет назад, когда выбирали место для церкви? Наверное, слишком смелым будет предположение, что та церковь, которая была в Мерке много столетий назад, в IX веке, располагалась на этом же самом месте. Но наверняка она была где-то рядом. И уж точно никто не станет спорить с утверждением, что храм Рождества Пресвятой Богородицы является духовным наследником и преемником той древней церкви.

 

Фрагмент архивного документа «Проектъ церкви в с. Мерке Аулиеатинского уезда» 1893 г. Южный фасад.
Фрагмент архивного документа
«Проектъ церкви в с. Мерке Аулиеатинского уезда» 1893 г. Южный фасад.

Что нам известно о храме Рождества Пресвятой Богородицы? Это было высокое и красивое здание, напоминающее по форме мощный корабль. Изящный купол подчеркивал устремленность всей композиции здания к небу. Над входом в храм возвышалась звонница, которая оглашала благовестом всю округу. Рассказывают, что звон центрального колокола был слышен даже в Чалдоваре, а это не мене 25 км. Внутреннее убранство и фасад храма были выдержаны в эклектических традициях популярного в конце XIX – начале XX века псевдорусского стиля. Выполненный в лицевом кирпиче фасад украшен стилизованными под русскую древность формами. Все архитектурные элементы, украшающие фасад: фигурные колонки, выточенные на угловых лопатках храма, изящные столбики и килевидные сандрики над окнами, опоясывающий здание кирпичный фриз, нарядная отделка карниза, входной портал с арочным архивольтом, – создают ощущение мощи и величия, как бы напоминают входящему оставить всё мирское и суетное снаружи.

Современные строители удивляются, видя толщину стен и прочность основания храма. Часто нынешние постройки покрываются трещинами и требуют ремонта уже через несколько лет после сдачи в эксплуатацию, а этот храм простоял 120 лет, и простоит ещё столько же, ему не страшны ни землетрясения, ни другие стихийные бедствия. Своей мощью здание храма не уступает цитадели.

Старожилы рассказывают, что в 1916 году храму суждено было стать крепостью в самом прямом смысле и защитить прихожан от бунтовщиков. Антиправительственное восстание 1916 года смерчем пронеслось по территории Казахстана. Восставшие были озлоблены решением властей призывать степных джигитов на тыловые работы I Мировой войны. Недовольство усиливалось несправедливостью местной администрации и коррупцией. В отдельных случаях восставшие проявляли нетерпимость ко всем русским переселенцам. Этническая вражда проявлялась в регионе и ранее и была связана с тем, что власти массово отбирали у местного населения пастбища и передавали их русским переселенцам. В один из августовских дней 1916 года вооружённые люди на конях ворвались в русскую часть Мерке и стали жечь дома. Было подожжено также и село Кузьминка. Испуганные сельчане заперлись в церкви, и прятались там, пока карательные отряды не навели порядок.

 

Если бы каменные стены церкви не стали защитой для христиан, число жертв восстания 1916 года могло стать выше. Храм – это дом Божий, место для молитвы и совершения Таинств. Но высокое духовное достоинство не препятствует ему быть архитектурным украшением села, культурным достоянием, историческим памятником, даже крепостью.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Настаёт время для любой крепости, даже самой неприступной, быть поверженной. За грехи русского народа и оскудение веры в людях Бог попустил совершиться страшной трагедии – двум революциям 1917 года, за которыми последовали террор, репрессии и богоборчество. Всё, что напоминало о Боге, о религии, искоренялось новыми безбожными властями. Началось массовое закрытие и разрушение храмов. Не миновала эта участь и Меркенской церкви.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт предположительно в 1929 году. Если арабские завоеватели много столетий назад обращали церкви в мечети, где верующие люди продолжали прославлять Создателя, то советские безбожники либо вовсе разрушали церкви, либо изменяли их внешний вид до неузнаваемости. Новые владельцы варварски распорядились о снесении навершия центральной части храма, над которой возвышался купол, увенчанный крестом. Не уцелела и звонница, с которой были сброшены колокола. Очевидцы утверждают, что центральный колокол при падении насмерть задавил руководителя работ по сносу.

В следующие годы советской власти в здании церкви располагались клуб, кинотеатр и швейная фабрика. Окна и дверь были заложены. К основному зданию храма пристроили склады, цеха и другие помещения. В старое время с южной стороны храма был погост, где хоронили священнослужителей, ктиторов и почётных прихожан храма. Надгробия были снесены бульдозером, а могилы сравняли с землёй. Сегодня на костях достойных жителей села располагаются магазин по улице Аскарова и кафе.

Прихожане были лишены Евхаристического общения относительно недолго. В 1945 году в одном из сёл Меркенского района, Кузьминке, была открыта маленькая церковь, которую освятили, как и закрытый храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И снова храм в Меркенском районе стал единственным оплотом христианства от Тараза до Курдая. Так была сохранена молитвенная традиция и духовное преемство.

В годы обретения Казахстаном суверенитета, когда атеизм был осознан людьми как заблуждение, по ходатайству верующих храм был возвращён церкви. Начался долгий процесс реставрации. Здание было освобождено от наслоений, искажающих его внешний вид. Была восстановлена утраченная звонница. Верующие вновь обрели молитвенное помещение. Уже два десятилетия в храме регулярно совершаются службы. Но реставрация не была доведена до конца. Разрушенные своды четверика и купол храма так и не удалось восстановить.

В 2015 году, помня, что до закрытия при храме действовала приходская школа, стремясь возродить традиции духовного просвещения, прихожане решили построить на церковной территории духовно-просветительский центр. К настоящему времени это строительство завершено на 70 процентов.

Современный вид храма.
Отсутствует навершие центральной части и купол.

Сегодня остро стоит вопрос о восстановлении разрушенной части храма и его капитальном ремонте. Решить эту задачу малочисленному приходу не под силу. Одно дело – построить новое здание, а совсем другое – отреставрировать памятник истории и культуры. Но прихожане не отчаиваются. В своём стремлении восстановить храм они надеются на помощь Божию и отзывчивость неравнодушных людей.

 

 Храм в с. Кузьминка.

 

 Чимкентская и Таразская Епархия  

 

Комментарии   

Василий
+3 #1 RE: К 120-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ХРАМА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В МЕРКЕВасилий 05.09.2016 05:37
Спаси Господи, о.Владимир, за интересную и познавательную статью. Будем молиться за скорейшее восстановление храма, и за то, чтобы Православная служба уже никогда не прерывалась на древней Меркенской земле.
Цитировать

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz