О нас  

   

Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

 
   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

main 4news11092013 Собор новомучеников белорусских

Весной 2013 года в витебском храме Преображения Господня прошла выставка «Свет мира», организованная при содействии отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии, а также центра православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой. В экспозиции были представлены жизнеописания и фотографии уроженцев Витебской области, пострадавших за веру в ХХ веке. Среди них — страстотерпцы Борис Бялыницкий-Бируля, Феодор Григорович и Георгий Полонский. Все трое были расстреляны без предъявления обвинения в ночь с 11 на 12 сентября 1918 года 

в родном городе, около Духова оврага, похоронены в братской могиле рядом с Витебском. К исповеданию Христа они шли общей дорогой, хотя были разные и по возрасту, и по сфере профессиональной деятельности.В истории Витебска 1918 год стал переломным в отношении новой революционной власти к церковной жизни. 20 января Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о свободе совести в церковных и религиозных обществах, больше известный как декрет об отделении Церкви от государства.Одним из первых событий, в котором отразилось отношение новой власти к религии, стал немыслимый ранее обыск красногвардейцами Витебского архиерейского дома, домовой крестовой церкви, квартир священнослужителей витебского Николаевского кафедрального собора, сопровождавшийся беспорядочной стрельбой. Тот факт, что красногвардейцы в шапках, с оружием в руках вошли в алтарь и прикасались к святыням, вызвал всеобщее возмущение и побудил к действиям в защиту веры даже военнослужащих: Белорусский полк взял на себя охрану Николаевского собора и архиерейского дома, 5-й Сибирский и Литовский полки потребовали от революционного комитета прекратить нападения на церкви. Рабочие и служащие железной дороги собрались на митинг, на котором составили обращение в адрес революционного комитета, потребовав наказать виновных в незаконном обыске архиерейского дома и кощунстве в Крестовой церкви.Викарный епископ Пантелеимон (Рожновский), осуществлявший управление Полоцко-Витебской епархией, срочно покинул Москву, где участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, приехал в Витебск и 24 февраля 1918 года возглавил молебен в кафедральном Николаевском соборе перед простреленной иконой Христа Спасителя.
8 июля 1918 года были арестованы член Витебского епархиального управления и делегат Поместного собора Российской Православной Церкви, преподаватель законоведения Борис Бялыницкий-Бируля, а также член церковно-народного попечительства при Николаевском кафедральном соборе и приходского совета Витебской Христо-Рождественской церкви, бывший действительный тайный советник и председатель Витебской городской думы, военный врач в отставке, преподаватель Витебского учительского института престарелый Феодор Григорович.Вскоре на имя председателя Комиссии по борьбе с контрреволюцией поступило обращение от прихожан витебской Христо-Рождественской церкви, подписанное в том числе председателем приходского совета Георгием Полонским. В этом документе доктор Григорович был охарактеризован как «уважаемый всеми старец, "патриарх'' Витебска, человек честной жизни и высоких нравственных качеств, известный всему населению не только как отличный врач, но и как чуткий, отзывчивый на горе человек, оказавший многим людям в тяжелые минуты нравственную поддержку... для которого заключение в тюрьме в его возрасте (66 лет. — Прим. ред.) равносильно смертному приговору».14 июля 1918 года епископ Пантелеимон (Рожновский) уполномочил Георгия Полонского ходатайствовать об освобождении арестованных, ручаясь за их невиновность. Здание Витебской губернской ЧК располагалось через дорогу от Николаевского собора. Перейдя дрогу, Полонский был арестован при входе в здание ЧК.
22 июля 1918 года епископ Пантелеимон обратился в Витебскую ЧК с прошением: «В единодушии с витебским населением я умоляю об освобождении уважаемых витебских граждан Григоровича, Бирули и Полонского, которые напрасно томятся в тюрьме, будучи привлечены по недоразумению или же по чьему-либо недобросовестному доносу. Эти лица чужды какой-либо деятельности, направленной против советской власти... поэтому я не могу думать, что станут понапрасну мучить неповинных людей. Моя всегдашняя забота — поддерживать среди населения спокойствие и мир. Поэтому, зная, насколько уважаемы населением Григорович, Бируля и Полонский, я еще раз умоляю во имя справедливости, милосердия и правды освободить заключенных и возвратить больных страдальцев их измученным семьям».В губернскую ЧК поступали многочисленные ходатайства от коллективов предприятий и организаций с просьбами об освобождении арестованных. В одном из таких ходатайств, составленном от имени 800 членов кондукторского профессионального союза железной дороги, Полонский, Бялыницкий-Бируля и Григорович были охарактеризованы как общественные деятели Витебска, а Григорович назван доктором, пользовавшимся «особенным уважением как доступный врач беднейшего населения города и, в частности, железнодорожников».
В губернскую ЧК обращались и сами арестованные, остававшиеся в неведении относительно причин своего ареста. Бялыницкий-Бируля писал: «Пятая неделя проходит, как я заключен в тюрьму, и до сих пор меня не допрашивают и не объявляют, за что я арестован... Я никогда не позволял себе выходить из пределов законности, и поэтому я уверен в своей невиновности перед властью. Как член Всероссийского Поместного Собора... я принимал деятельное участие в устроении Православной Церкви».Выдержка из обращения Григоровича: «Не чувствуя за собой никакой вины... и чувствуя себя больным... прошу... предъявить мне скорее обвинение и... выпустить на поруки из тюрьмы до суда».О своей невиновности свидетельствовал Полонский: «Двадцать шесть дней я нахожусь в заключении и до настоящего времени не знаю, за что я арестован и в чем меня обвиняют. Заключение в тюрьме для меня крайне тяжело по двум причинам: во-первых, я не чувствую за собой никакой ни уголовной, ни политической вины; во-вторых, здоровье мое ухудшается с каждым днем... После перенесенного брюшного тифа, осложнившегося сердечными припадками… нуждаюсь в продолжительном отдыхе и лечении для восстановления сил. В своей церковной деятельности я был чужд всякой политики и неоднократно говорил, что Церковь должна быть вне политики. Во время столкновения на религиозной почве в Витебске на Соборной площади в феврале 1918 года... я, едва двигаясь после болезни, пришел на собрание и в горячей речи призывал собрание к миру, любви и спокойствию, ибо таковы должны быть поступки христиан».В своем совместном обращении в губернскую ЧК арестованные утверждали: «Мы страдаем совершенно невинно за чужие грехи, а, быть может, и по клевете. Нам очень тяжело нести страдание за то, чего мы никогда не делали».
Несмотря на отсутствие обвинения, в ночь с 11 на 12 сентября 1918 года Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля, Феодор Иванович Григорович и Георгий Иванович Полонский были расстреляны. Эта казнь была одной из первых акций в ходе новой волны «красного террора», объявленной в постановлении Совнаркома от 5 сентября 1918 года как ответ на происшедшие 30 августа покушение на председателя Совнаркома В.И. Ленина и убийство председателя Петроградской ЧК М.С. Урицкого. Сообщение о казни витебчан было опубликовано 16 сентября 1918 года в местной газете «Голос бедняка» под заголовком «Ответ на белый террор»: «Это ответ красного Витебска на убийство Володарского, Урицкого и на покушение на великого учителя Ленина». О расстреле было объявлено на 169-м заседании Поместного Собора.Отзываясь на кровавые акции «красного террора», святой Патриарх Тихон в послании к Совету Народных Комиссаров от 7 ноября 1918 года писал: Все взявшие меч мечом погибнут (Мф. 26: 52). Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя "народными" комиссарами... Реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды... Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда... Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые... заведомо ни в чем не виноваты, а взяты лишь в качестве "заложников", этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждениям».Только по прошествии 87 лет — 27 мая 2005 года — по ходатайству Витебской епархии Борис Бялыницкий-Бируля, Феодор Григорович и Георгий Полонский были реабилитированы прокуратурой Витебской области. После этого стало возможным тщательно исследовать их исповеднический жизненный путь в рамках деятельности комиссии по канонизации святых в Белорусской Православной Церкви.Борис Андреевич Бялыницкий-Бируля родился в 1875 году в семье землевладельца. В 1902 году после окончания в Новороссийске университета поступил на службу в судебные органы Витебска: с 1905 года являлся секретарем Витебского окружного суда, с 1908 года — городской судья 1-го участка Витебска, с 1912-го губернский земский гласный от Витебского уезда и гласный Витебской городской думы, с июня 1917 года юрисконсульт в союзе домовладельцев. Был избран делегатом от мирян Полоцко-Витебской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. В 1918-м работал преподавателем законоведения и состоял в Витебском городском учительском союзе, принял активное участие в съезде духовенства Полоцко-Витебской епархии, после чего был избран сверхштатным членом Витебского епархиального управления.Феодор Иванович Григорович родился 8 февраля 1853 года в семье православных горожан Витебской губернии, окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, в 1881-м начал службу в военно-медицинском ведомстве. Доктор медицины (утвержден в этом звании конференцией Военно-медицинской академии в 1889 году), с 1888 года младший врач 163-го Ленкоранского пехотного полка в Витебске, в 1892 году утвержден старшим врачом 41-й артиллерийской бригады в Витебске, в 1894 году награжден орденом Святой Анны III степени, в 1902-м — орденом Святого Станислава II степени. В декабре 1904 года назначен на должность главного врача 88-го запасного полевого госпиталя. Во время русско-японской войны служил главным врачом 29-го Харбинского сводного госпиталя, в 1905 году награжден орденами Святой Анны II степени и Святого Владимира IV степени. С января 1906 года старший врач 41-й артиллерийской бригады в Витебске. В 1912 году вышел в отставку и начал заниматься государственной деятельностью, продолжая и медицинскую практику. Население города очень ценило доктора, который бесплатно лечил бедных людей. С 1912 года председатель Витебской городской думы, с 17 сентября того же года — штатный врач и преподаватель гигиены в Витебском учительском институте. С весны 1917 года — председатель Витебского комитета Белорусского народного союза. После поражений организации на выборах в городскую думу и учредительное собрание отходит от собственно политической деятельности и обращается к церковной, к социальному служению в кафедральном соборе Витебска.Георгий Иванович Полонский родился в крестьянской семье в 1890 году. По окончании Ярославского лицея получил юридическое образование, кандидат юридических наук. В 1914–1915 годах исполнял обязанности земского начальника на участках Витебского и Лепельского уездов, в октябре 1915 года мобилизован на военную службу; в феврале 1917-го переведен в управление воздушного флота Двинского округа в чине обер-офицера. В июле 1917 года был избран делегатом от мирян Полоцко-Витебской епархии на Поместный Собор 1917–1918 годов. В апреле вернулся в родной город и возглавил приходский совет церкви в честь Рождества Христова в Витебске, при которой была организована диаконическая деятельность по помощи голодающим. Был избран штатным членом Витебского епархиального управления.

 

Материал подготовила Татьяна Запека

11.09.2013

Канонизация12 января 2012 года в Минске на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение ходатайствовать перед Патриархом Московским и всея Руси Кириллом о совершении акта канонизации Бориса Андреевича Бялыницкого-Бирули (1875–1918), Федора Ивановича Григоровича (1853–1918) и Георгия Ивановича Полонского (1890–1918) в лике местночтимых святых новомучеников и исповедников Белорусской Православной Церкви от Витебской епархии.

Свято-Елисаветинский монастырь

Комментарии   

Anonymous
-2 #1 RE: 11 сентября (29 августа) — день памяти мучеников Бориса Бялыницкого-Бир ули, Феодора Григоровича и Георгия ПолонскогоAnonymous 11.12.2013 16:06
За такой материал, значок золочёный автору надо вручить.
Цитировать

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz