О нас  

   

Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

 
   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

 

Посреди такого сокрушительного бедствия лишь одна сторона русской жизни, по воле Божией, уцелела от разгрома. Непоколебимо и неповрежденно в своем спасительном делании стояла Православная Церковь.

В 1261 году святой Александр Невский и митрополит Киевский Кирилл II при поддержке хана Золотой Орды Берке – мусульманина учредили в Сарае кафедру христианского епископа. Это было сделано по нескольким причинам.

Во-первых, в Орде к этому времени находилось большое количество русских людей. Но речь шла не столько о русских рабах, духовные нужды которых вряд ли волновали завоевателей, сколько об участившихся посещениях ханской ставки русскими князьями с приближенными, купцами, торговавшими со странами Востока, различными посольствами. Князья содержали в Сарае свои дворы с челядью. Многие из этих русичей волей или неволей проводили в Орде годы.

Во-вторых, ханская власть придавала особое значение Сарайскому епископу во взаимоотношениях Орды с Византией. Не случайным совпадением было основание кафедры в том самом 1261 году, когда Михаил Палеолог выгнал крестоносцев из Константинополя, восстановив православную столицу. Этот факт заставлял ордынского хана считать, что на важнейших международных политических и торговых путях вновь утверждалось могущественное христианское государство, издревле множеством нитей связанное с русскими княжествами. Не исключено также, что, соглашаясь на учреждение архиерейской кафедры, Берке исходил из желания ради чести ханского двора иметь при себе епископа вместо простых священников. Теперь при хане находился знающий греческий язык сведущий советник по вопросам христианской веры, который мог вести переговоры и с Византийским Императором и с Константинопольским Патриархом.
Ордынская власть к этому времени уже вполне наладила отношения с духовным сословием, находившимся в привилегированном положении по сравнению с остальным русским населением, и, вероятно, не противилась стремлению русского духовенства укрепить свои позиции в Золотой Орде.

Кроме того, Русская Церковь была вынуждена оказывать противодействие проповеди католиков, которые с ХIII века с помощью францисканских и доминиканских монахов осуществляли постоянный натиск на восток. В частности, миссия Плано Карпини состояла в том, чтобы передать Великому Каракорумскому хану предложение принять католичество. В отношении монгольской державы эти планы в то время были безнадежны: сохранилось письмо хана Гаюка папе Иннокентию IV, где хан, угрожая нашествием, требовал полного подчинения. О своих неудачных попытках обращения ордынцев в католичество сообщал в 1253 году и Гильом Рубрук: «Отсюда знайте за верное, что они [татары] весьма далеки от веры, вследствие этого мнения, которое укрепилось среди них благодаря русским, количество которых среди них весьма велико».  Впрочем, несколько позже, в 1315 году в Сарае все же было учреждено католическое епископство и католические проповедники зачастили в Орду. Но во второй половине ХIV века отношение Орды с западом ухудшилось и при Тимуре (Тамерлане) были уничтожены все следы католической проповеди среди ордынцев.

Но была еще одна причина основания кафедры в Сарае: организация широкой миссии среди ордынцев для обращения их к Православной вере. С принятием Ордой христианства грозная степная опасность была бы отведена от Руси.

Первым епископом Сарайским был преосвященный Митрофан. Епископы Сарайские пребывали постоянно при ханах: и в их столице, где обычно зимовал хан со своим двором, и во время кочевья по степи. Сарайский епископ обладал правом неприкосновенности, не подвергался никаким гонениям. Он являлся представителем интересов Руси и всех русских людей при дворе великого хана и служил посредником между митрополитом и ханом, с одной стороны, Вселенским Царьградским Императором и Патриархом – с другой. К патриарху и царю греческому в Царьград ездил епископ с грамотами от царя ордынского и от митрополита всея Руси. Так, о третьем по счету епископе Сарайском Феогносте (1269 год) имеется такая запись: «Кирилл митрополит поставил Феогноста епископом русскому Переславлю и Сараю. Сей епископ трижды посылан был от Митрополита и царей Ордынских в Царь град с грамотами и дарами к Царю и ко Патриарху».
Если на Руси начиналась княжеская усобица, хан присылал Сарайского епископа с татарским беком христианином, и они решали спорные вопросы на княжеских съездах. Так же епископы Сарайские мирили князей в Орде. Епископ Сарайский занимал такое положение, что мог играть очень важную политическую роль, направляя благоволение ханского двора в ту или иную стороны. Во всех городских центрах Золотой Орды, где было русское население, со временем появились православные храмы и часовни.

Комментарии   

Андрей
+2 #1 ОрдаАндрей 22.01.2014 04:25
В России не найдены останки погибших монголов. Генетически русские люди не имеют монглоидных гаплогрупп. Историю якобы монгольского ига давно пора пересмотреть. В летописях не говорится о происхождении орды. Всё это позднейшие инсинуации истории. Да, степь обрушилась на многие государства, но к современным монголам это не имеет никакого отношения. Даже в волжских татарах нет монголоидной крови. Закрывать глаза на данные генетических исследований нельзя, хотя это и ломает привычные стереотипы истории. Ломоносов и Татищев были в принципе не согласны с историей, написанной для нас немцами, приглашёнными в Россию.
Цитировать

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz