Главная Разное Настоятель храма Иоанна Богослова в с. Троица Василий Петрович Куприянов (1864-1950)

Настоятель храма Иоанна Богослова в с. Троица Василий Петрович Куприянов (1864-1950)

(7 голоса, среднее 5.00 из 5)

Василий Петрович Куприянов родился 20 февраля 1864 года. До революции 1917 года он был человеком светским, членом Государственной Думы. Когда он стал священником – не известно. После рукоположения он был направлен служить в Тверь.Летом 1922 года при поддержке Советской власти в Русской Православной Церкви (РПЦ) был организован “обновленческий раскол”, призванный разрушить ее изнутри (“обновленцы”, они же “живоцерковники”, пытались подстроить церковь и церковные богослужения под социалистический “дух времени” - “оживить церковь”, надеясь на поддержку и снисхождение властей.

 

 

 

 

 

При этом были попраны многие фундаментальные церковные каноны. “Обновленчество” получило широкое распространение в приходах РПЦ, но в конце концов этот раскол был преодолен). Правящий архиерей Тверской епархии архиепископ Серафим (Александров) был арестован. Во главе епархии встал епископ Старицкий Петр (Зверев). Некоторые священники отошли к раскольникам.

Властям становилось все очевидней, что без активного вмешательства государства в церковную жизнь, без ареста православного архиерея и верных ему священников “обновленчество” в Тверской епархии обречено. Осенью 1922 года ГПУ приняло решение арестовать епископа Петра и ближайших его помощников.

Среди допрошенных по этому делу был член епархиального совета священник Алексей Бенеманский, причисленный 19 сентября 1999 года к лику месночтимых святых Тверской епархии, а также священник Владимирской церкви и член епархиального совета Василий Петрович Куприянов, который в 1940-х годах займет место настоятеля храма Иоанна Богослова в селе Троица Удомельского района.

В ночь на 24 ноября они были арестованы и отправлены в Бутырскую тюрьму. В Москве допросов не проводилось, поскольку уже было принято решение выслать всех, кто противился обновленческому движению, кто остался верным РПЦ и ее главе патриарху Тихону. Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила обоих к двум годам ссылки в Туркестан.

В начале апреле 1923 года этап, с которым отправили В. П. Куприянова и А. К. Бенеманского прибыл в Самарканд. Алексей Бенеманский так описывал в письмах путь в ссылку: “В четверг на пасхальной неделе в одиннадцать часов мы были вызваны в комендатуру ГПУ, откуда после некоторых формальностей мы были отпущены, причем с нас была взята подписка, что мы выедем из Ташкента в тот же день. По выходе из ГПУ мы перекрестились и отправились разыскивать наших друзей. По дороге мы встретили Веру Николаевну, которая и довела нас до соборного дома, где для нас была приготовлена комната. Там нас встретили члены соборного причта и несколько благочестивых граждан и гражданок, сразу окружая нас таким вниманием, что нам стало стыдно. Для нас были приготовлены чай и обед, нам нанесли множество куличей, дали чаю, сахару, даже по рубашке… Нас вызвали на идеал мучеников; кажется, что так относиться могут только христиане. Сочувствие к нашему положению было огромнейшее… В семь часов там же, в соборном доме, происходило прощание… Плакал владыка, плакали и мы, плакали и все присутствующие…”

Вскоре после прибытия в Самарканд ссыльных отправили еще дальше, в Джизак. Осведомитель-обновленец докладывал в ГПУ Туркестана: “Доношу, что административно - высланные священники … Василий Куприянов, Алексей Бенеманский ведут усиленную агитацию среди прихожан и членов приходского совета против … обновленческой церкви… чем возмущают вообще общественное мнение…”

“…высланные четыре священника - …Василий Куприянов и Алексей Бенеманский ведут упорную агитацию против обновленческой церкви, служат всенощные и литургию отдельно … за служением поминают открыто во всеуслышанье Патриарха Тихона; ввиду их агитации прихожане совершенно не стали посещать богослужение (“обновленческой церкви” – ред.)”.

Власти препятствовали поступлению священников на гражданскую службу, что лишало последних средств к существованию. Приходилось рассчитывать только на помощь братьев во Христе.

В 1924 году советское правительство приняло решение освободить духовенство и мирян, осужденных по процессам об изъятии церковных ценностей и высланных в административном порядке. В 1926 году о. Василию было разрешено вернуться в Тверь и он занял свой приход.

В 1928-1929 годах повторились события 1922 года. Только на этот раз не ценности изымались из церквей, а закрывались сами храмы. В конце 1928 году власти постановили закрыть Вознесенский собор. В начале 1929 года на одной из квартир собрались тверские священники, среди которых был и о. Василий. В короткое время было собрано 10 тысяч подписей, и собор удалось отстоять. В дальнейшем о. Василий активно помогал священникам и мирянам, оказавшимся в заключении.

15 марта 1932 года Василий Куприянов и Алексей Бенеманский снова были арестованы. 9 июля 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского, Василия Куприянова и др. к высылке в Казахстан на три года. В приговоре Тройки специально оговаривалось, что высланные должны следовать на место ссылки этапным порядком, т.е. проходя через все тюрьмы России южного направления, хотя они были административно-ссыльные, т.е. отбывать срок должны были вне тюремных стен. Это было своего рода особое наказание, иногда такое путешествие по этапу было тяжелее заключения.

Но закончился и второй срок заключения. Атеистическая богоборческая истерия продолжала набирать обороты в стране. С высоких трибун руководителями страны было объявлено: “К 1942 году мы закроем последний храм!” Ясно, что все не согласные с этим, и, прежде всего, священники, должны были выбирать: сменить род занятий или сгинуть в ГУЛАГе. О. Василий выбрал путь Христа - продолжил нести людям слово Божие и свой пастырский крест. В 1940 году, в возрасте 76 лет (!) Василия Куприянова арестовали в третий раз.

Приближался установленный богоборцами 1942 год. Но Господь рассудил иначе. 22 июня 1941 года, в день памяти … бич Божий опустился на отрекшийся от Православной веры народ. И случилось чудо. Вместо закрытия “последнего храма”, всесильный Сталин, силой обстоятельств осознавший в чем сила русского человека, разрешил открыть по всей стране тысячи ранее закрытых храмов. На волю были выпущены тысячи священников. 1943 год - стал годом перелома в Великой Отечественной войне.

Вероятно в этот же период на волю был выпущен и о. Василий. Как вспоминает Юлия Михайловна Волкова (ур. Стройкова, дочь Елены Алексеевны Бялыницкой-Бируля, театральный художник, жена Б.И. Волкова), старший сын о. Василия был военным, и даже, кажется, генералом. Он отличился на войне и имел многочисленные награды. Он попросил за отца и тому разрешили служить священником в с. Троица Удомельского района. Второй сын о. Василия - Михаил Васильевич Куприянов (1903 г.р.) был известным художником, членом творческого сообщества Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий: Куприянов – “Ку”, Крылов П.Н. – “Кры”, Соколов Николай (прозвище – “Никса”). (Справка из БСЭ: М.В. Куприянов - Герой Соц. Труда (1973). Карикатурист. Совместно иллюстрировали произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А.П. Чехова (1940-46), М. Горького (1933, 1948-49). Работали методом коллективного творчества (индивидуально – над портретами и пейзажами) Гос. премии СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975), Ленинская премия (1965)).

Началось пастырское служение о. Василия на древнем удомельском приходе. Юлия Михайловна Волкова вспоминает о своей первой встрече с ним летом 1946 года (записано М.Б. Волковой): “Мне 18 лет. Крестик я не носила и не знала, крещенная ли я. Возможно, в детстве дед окрестил меня, т.к. родители моего отца были староверами. Отец Михаил Макарович Стройков был инженером, архитектором. Находился в ссылке, куда был сослан за свои убеждения. Погиб в 1937 году.

Любовь Витольдовна Бялыницкая-Бируля (дочь художника) поговорила с врачом Удомельской районной больницы Николаем Дмитриевичем Вичиным, который был знаком с о. Василием и договорился, чтобы я пришла в церковь.

В назначенный день я пошла пешком из “Чайки” в Троицу. Накануне, как положено, постилась, но не знала, что курить нельзя. А за войну из-за голода я к табаку привыкла. Пришла в церковь. Меня встретили две женщины, вероятно, жена о. Василия и дочь (или сестра). Они сказали, что его срочно куда-то позвали. На второй день история повторилась. Я задумалась. Что происходит? И как-то сама пришла мысль, что курить перед церковью не нужно. Я пересилила свою привычку и когда пришла в храм в третий раз, о. Василий оказался на месте и ждал меня. Так мы познакомились.

Отец Василий был очень обаятельным, культурным, образованным человеком. Он открыл для меня Православие, научил молитвам. “Тебе, как будущему художнику, это нужно обязательно видеть”, - говорил он, показывая иконы и настенные росписи в храме Иоанна-Богослова, рассказывая его историю.

Прихожанами храма были в основном бабушки. Они же и пели, когда совершалась служба. В августе 1949 года я крестила в храме своего сына Илью. (Илья Владимирович Пейда - художник-дизайнер, член-корреспондент МАНПО, учился в Сиговской школе 3 начальных класса)”.



В 1948 году о. Василий отпевал утонувшую у “Чайки” Любовь Витольдовну Бируля, единственную дочь художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля.

Протоирей Василий Куприянов отошел к Богу 1 января 1950 года в возрасте 86 лет. Он был похоронен у алтаря храма в одной ограде с женой Александрой Дмитриевной (31.12.1867-11.01.1947). На его могиле уже в 1980-х годах родственники повесили табличку: “Протоирей Куприянов Василий Петрович, 1864-1950, трижды в 1923, 1932 и 1940 годах подвергался незаконным репрессиям. Посмертно реабилитирован”.

“За день до смерти, - продолжает свои воспоминания об о. Василии Ю.М. Волкова, - Витольд Каэтанович позвал к себе Елену Алексеевну:

- Еленушка, открой двери, отец Василий пришел...

- Что ты, - ответила она, - отец Василий давно умер.

- Нет, я же вижу, он на террасе стоит, что-то хочет сказать...

Это было в 12 часов дня. Через день в этот же час Витольд Каэтанович скончался.

Память о добром и благочестивом пастыре хранится до сих пор. Как вспоминают некоторые бабушки-прихожанки, прежде, после каждой службы, на могиле о. Василия служили панихиды.

В феврале 2001 году благочинному удомельского округа протоиерею Алексею (Губанову) (сегодня о. Аркадию) явился сон, который он пересказал автору настоящих строк в алтаре храма Новомучеников Российских: “Я подошел во сне к могиле о. Василия в Троице. Возле нее стоял старец и спросил меня: когда прославлять отца Василия будете? Я ответил: так ведь чудес никаких нет. А старец в ответ: всех чудес и не сосчитать…”

 

Источник

 

Цитировать эту статью на своём сайте


Скопируйте содержимое текстового окна и вставьте (в режиме правки кода - для HTML блоков, или обычной текcтовой вставкой - для bb-кода) к себе на страницу

Основной HTML блок
Настоятель храма Иоанна Богослова в с. Троица Василий Петрович Куприянов (1864-1950)
01.01.2011 Василий Петрович Куприянов родился 20 февраля 1864 года. До революции 1917 года он был человеком светским, членом Государственной Думы. Когда он стал священником – не известно. После рукоположения он был направлен служить в Тверь.Летом 1922 года при поддержке Советской власти в Русской Православной Церкви (РПЦ) был организован “обновленческий раскол”, призванный разрушить ее изнутри (“обновленцы”, они же “живоцерковники”, пытались подстроить церковь и церковные богослужения под социалистический “дух времени” - “оживить церковь”, надеясь...

© 2012 - Союз Православных Граждан Казахстана



bb-код

Короткая ссылка (HTML)

Короткая ссылка (bb-код)

Просмотр для основного блока HTML:

Настоятель храма Иоанна Богослова в с. Троица Василий Петрович Куприянов (1864-1950)
01.01.2011 Василий Петрович Куприянов родился 20 февраля 1864 года. До революции 1917 года он был человеком светским, членом Государственной Думы. Когда он стал священником – не известно. После рукоположения он был направлен служить в Тверь.Летом 1922 года при поддержке Советской власти в Русской Православной Церкви (РПЦ) был организован “обновленческий раскол”, призванный разрушить ее изнутри (“обновленцы”, они же “живоцерковники”, пытались подстроить церковь и церковные богослужения под социалистический “дух времени” - “оживить церковь”, надеясь...

Powered by QuoteThis © 2008
 
Интересная статья? Поделись с другими:

Комментарии   

 
+1 # Бялыницкий-Биру ляАнтонина 02.01.2011 19:45
Очень интересный материал, в первые читала такие сведения о художнике В.К. Бялыницком-Биру ля.
Сообщить модератору
 
 
+1 # RE: Настоятель храма Иоанна Богослова в с. Троица Василий Петрович Куприянов (1864-1950)Алёна 12.02.2012 13:22
Да ! Материал редкий!
Сообщить модератору
 

ДЛЯ ДОБАВЛЕНИЯ КОММЕНТАРИЕВ, ВАМ НЕОБХОДИМО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА САЙТЕ !

Союз православных граждан

Введите ваш e-mail для подписки:

Add to Google Reader or Homepage

Обмен баннерами

 Союз православных граждан Казахстана

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

Сейчас 911 гостей онлайн
Новые пользователи:
  • serge
  • КАЛАШНИКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА
  • Анатолий Чемезов
  • Сидоров
  • Александр Алфёров
Всего пользователей: 374

НОВОЕ НА ФОРУМЕ

  • Помогите вступить в казакиspgk 26.7.2012 12:11
  • МАМА ГДЕ МОЯ РУЧКА ????BABA NINA 19.7.2012 7:44
  • МАМА ГДЕ МОЯ РУЧКА ????BABA NINA 16.7.2012 10:14
  • МАМА ГДЕ МОЯ РУЧКА ????BABA NINA 15.7.2012 9:23
  • МАМА ГДЕ МОЯ РУЧКА ????BABA NINA 2.7.2012 23:16
More...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Cвятыня или талисман?

Комментарии (5)
Дерзкое преступление против истории России или шабаш историков

Добавить комментарий
Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста

Комментарии (1)
«Кишки намотаем на крест…» Поддерживаемая Западом сирийская оппозиция уничтожает христиан

Добавить комментарий
Атаманы казачьих объединений России выразили свою поддержку Предстоятелю Русской Православной Церкви

Комментарии (4)

Представляем Вашему вниманию очередной номер печатного издания Союза Православных Граждан Казахстана журнал "МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК" № 5-6 2012 год .

Дорогие читатели ! Представляем Вашему вниманию очередной номер печатного издания Союза Православных Граждан Казахстана журнал "МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК" № 5-6 2012 год .Редактор и составитель, руководитель миссионерского отдела СПГК Елизавета Дильмухамедова

Последние Комментарии

Печатные издания СПГК

Image Caption
Image Caption

Регистрация/Вход

Православие в Казахстане

Общественный фонд КАЗАХСТАН БЕЗ НАРКОТИКОВ
 Союз православных граждан Казахстана
Православный молодёжный клуб
Православное Молодёжное Движение Казахстана
Фонд Возращение


spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. 
При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!.
Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...).
Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля.
Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz