Русское церковное слово в Казахстане. текст выступления для несостоявшейся конференции «Русский язык в Казахстане»
1983
(7 голоса, среднее 5.00 из 5)
Ольга Ходаковская, кандидат философских наук, зав. архивом Санкт-Петербургской епархии (Санкт-Петербург)
1.
Русская Православная Церковь пришла на земли Казахстана вместе с присоединением их к России. Историческая география ее территорий внушительна. На северо-западе современного Казахстана первые церкви относились к Оренбургской епархии. Северо-восточная часть современного Казахстана входила в состав Степного края, церковная жизнь которого с 1620 года управлялась епархией, носившей наименование «Сибирская и Тобольская», а с 1832 года выделившаяся из нее часть территории перешла под омофор епископа Томского.
Епископ Сергий (Лавров). Взлёты и падения.
1949
(10 голоса, среднее 5.00 из 5)
Ольга Ходаковская, кандидат философских наук, зав. архивом Санкт-Петербургской епархии (Санкт-Петербург)
Отрывок из рукописи «Там где сияют горные вершины
Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика (1879−1918)»
В сокращенном виде представляемый здесь материал о епископе Сергии (Лаврове) опубликован в «Церковно-историческом Вестнике», 2010, №15
В галерее деятелей Российской Православной Церкви начала XX века урмийский миссионер епископ Сергий, он же Лавров Алексей Петрович (1878, 2 февраля – 1937, 10 ноября), предстаёт в двоящемся, контрастном освещении.
Нина Михайловна Штауде ─ монахиня и учёный (1888 ─ 1980)
1940
(7 голоса, среднее 5.00 из 5)
Ольга Ходаковская, кандидат философских наук, зав. архивом Санкт-Петербургской епархии (Санкт-Петербург)
Жизни известного в новейшей истории Русской Православной Церкви в Казахстане архимандрита Исаакия (Виноградова Ивана Васильевича, 1895-1981) сопутствовал целый ряд значительных людей. Одни встречи носили эпизодический характер, другие выливались в обоюдную симпатию и душевную расположенность, переходившую в дружбу и духовное водительство на годы.
Где же упокоен священномученик Пимен?
183
(5 голоса, среднее 4.20 из 5)
Всему на свете рано или поздно приходит свой черед. Придет день, когда обретутся святые останки епископа Семиреченского и Верненского Пимена. И не в нашей воле назначать, либо перемещать этот срок. Должны ли мы сидеть, сложа руки в ожидании чуда? Не будет ли чудом, когда именно наше самоотверженное усилие увенчается успехом? Не такого ли чуда, в котором мы должны стать соучастниками, и ждет от нас Бог? Думается, что Бог вправе требовать подвига любви по отношению к тому, кто не пожалел жизни за души ближних. Нелишне напомнить и о той безответственной легкости, с которой присутствовавшие при аресте отдали епископа в руки палачей. Труды и жертвы не вменены ли нам в покаяние?
У ПОДНОЖИЯ НЕБЕСНЫХ ГОР (главы из книги)
78
(8 голоса, среднее 4.50 из 5)
Ольга Ходаковская
ГЛАВА 10
Продолжение. Начало в №№ 5 – 12, 2009, № 1-3, 5 2010
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ГИБЕЛИ ЕПИСКОПА ПИМЕНА
16 сентября 1918 года
В начале 90-х годов ушедшего XX века в Алма-Ате от людей глубоко преклонного возраста доводилось слышать о некоторых обстоятельствах ареста епископа Пимена. Например, о группе солдат, которые приходили за ним дважды. В первый раз ворота архиерейского дома оказались на крепком засове, во второй вечер засов был кем-то отодвинут. Выведенного на улицу епископа толпа солдат встретила грубой бранью и оскорблениями. Рассказывали, что в рощу его везли в фургоне… что вечер был дождливым… за фургоном долго бежал келейник-мальчишка, потом отстал. В другом рассказе – до рощи бежала его собака…
Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
67
(6 голоса, среднее 4.83 из 5)
Назвать неординарной внешнюю канву событий жизни епископа Пимена, пожалуй, нельзя, хотя многолетнее служение в Персии в Духовной Миссии, взявшей под свое крыло ассирийских несториан, перешедших в Православие, — факт выдающийся и для того времени. Обычными для будущего церковного иерарха той поры были происхождение из церковной среды, восхождение по ступеням духовных школ, успешный выпуск из Духовной академии, преподавание и ректорство в различных духовных семинариях.
И все же значимость дел этого человека, его судьба слишком масштабны, чтобы назвать его одним из многих.
В этом убеждают документы и другие свидетельства. Их удалось найти в различных местах, от Ташкента до Перми. Воистину “не может град укрытися верху горы стоя” (Мф 5,1).
|
|